Бухара — как же разнообразен этот древнейший город. По соседству друг с другом располагаются строения из камня и кирпича, куполообразные медресе и конусовидные минареты.
Минарет Калян — старинный минарет, с которым связано множество легенд. Могущественный правитель Арслан-хан захотел построить самый высокий минарет, пригласив для этого самого лучшего зодчего — уста Бако. Уста потратил несколько лет на то, чтобы соорудить фундамент минарета, погрузив его глубоко в землю. В один день зодчий пропал. Его искали всем государством, но следа его нигде не было. Постройка минарета отложилась на целых 4 года, пока однажды уста Бако не вернулся в город. Его сразу же привели к великому хану. Разгневанный правитель решил перед казнью узнать, каковы были причины исчезновения и отсутствия мастера.
Бако ответил, что ему нужно было время для того, чтобы фундамент дал хорошую осадку в земле, а Арслан-хан не дал бы столько времени зодчему. Зато теперь мастер готов был дать 1000-летнюю гарантию качества постройки самого высокого минарета. В доказательство своих слов Бако попросил похоронить его в тени минарета, чтобы в случае его падения, минарет упал бы на его голову.
Двигаясь от минарета по руслу канала можно увидеть мавзолей Исмаила Самани — это святыня родом из 9 века. Чудесное хитросплетение фигурного кирпича, терракотовые узоры над входом и купол, ощетинившийся керамическими остриями, на которых восседают птицы — всё это, словно, переносит вас к вратам портала в другой мир. Стоит заметить, что и с этой достопримечательностью связан интересный факт. Во времена нашествия Темура, который ревностно относился к чужим святыням, мавзолей спрятали под землей. Однако, о том, как удалось утаить под землей довольно крупное архитектурное сооружение остается только гадать.
Чуть дальше, передвигаясь вдоль русла канала Шахруд, за поворотом открывается прекрасный вид на мечеть Боло-хауз, перед которой находится расписная деревянная галерея-айван, колонны которой устремляются вверх, образуя на верхушке цветок, венчик которого упирается в небо, а низ колонны по форме напоминает кувшин, будто молящий небо наполнить его благодатной водой.
Водоем, находящийся подле мечети густо усеян пышной зеленью. В Бухаре очень трепетно относятся к флоре. Множество древних чинар и тутовых деревьев растут у святых мест. Некоторые из них были посажены глубоко уважаемыми святыми угодниками — суфиями, к последним пристанищам которых до сих пор съезжаются паломники со всего мира.
На закате Бухара меняется — на фиолетовом небе терракотовый минарет Калян кажется бледно-розовым. Звездные узоры на фасаде медресе Мир-и-Араб становятся едва заметными, но зато самые настоящие звезды спускаются к ветвям старого тутового дерева во внутреннем дворе мечети Пои Калян. Серебристый свет разливается по открытому пространству мечети и, кажется, достигает узоров молельной ниши «михраб», где отражается в резных орнаментах и теряется среди тонких букв. Сидя под тутовым деревом наедине с небом, приходит осознание, что вокруг нас одна из тысячи замечательных восточных сказок, может быть, лучшая из них.